Будущие молодые мамы часто боятся, что их ребёнок может появиться на свет с врождёнными дефектами стоп и кистей, это один из самых больших страхов. Сразу после родов, когда ребёнок ещё у акушера, женщины считают пальчики сына или дочери и смотрят, нет ли других особенностей у ручек и ножек. Что вызывает аномалии — генетика или сложности во время беременности, почему родителям таких новорождённых не стоит паниковать и как исправляют эти патологии — рассказывает врач травматолог-ортопед, ведущий научный сотрудник отделения детской и подростковой ортопедии и вертебрологии Новосибирского НИИ травматологии и ортопедии имени Я. Л. Цивьяна, к. м. н. Вадим Кожевников.
— Вадим Витальевич, какие дефекты стоп и кистей самые распространённые у новорождённых?
— Добавочные пальцы, расщепления стоп и кистей, сращения пальцев. Когда ребёнок рождается, мамы в первую очередь смотрят на эти части тела. Проблема тут не только в эстетике, а чтобы ребёнок правильно развивался и приобретал необходимые навыки — навык удержания игрушки, перекладывания её из одной руки в другую. Очень важно правильное формирование пальцев кисти и вообще кисти для её последующей функции и движений.
— Причина аномалий — генетика?
— Не всегда. Генетика — это, конечно, важная составляющая, но не всегда генетические факторы транслируются в виде пороков. Бывает, что беседуешь с родителями ребёнка с патологией, и оказывается, что в большой семье в ближайших поколениях всё было нормально, а малыш родился с добавочным пальцем, например.
У меня был случай, когда у пациента не только мама и папа профессиональные спортсмены, но и бабушки, дедушки с обеих сторон.
То есть вот — здоровая кровь, здоровый генофонд, а ребёнок рождается с пороком: все пальцы кистей и все пальцы стоп были сросшиеся.
— Получается, что это влияние извне во время беременности?
— Да. Существует множество факторов, которые могут влиять на плод, и нарушается процесс формирования стопы или кисти.
Первый возможный фактор — неблагоприятная социальная среда, в которой живут родители. От этого же зависит питание, получение витаминов во время беременности. Может сказаться образ жизни родителей — алкоголь, курение, не говоря уже о наркотиках.
Ещё один фактор — хронические заболевания у мамы: проблемы с сердечно-сосудистой, эндокринной системами. Существуют также механические риски — это травмы, стрессовые или физические. Самое опасное время для этого — первый триместр беременности: именно тогда у плода закладываются системы органов и опорно-двигательный аппарат.
Но иногда все эти предпосылки для осложнений отсутствуют, а ребёнок всё равно рождается с пороками. Наверное, здесь играют роль техногенные факторы.
Вадим Кожевников. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info
— Можно ли заметить отклонения в развитии стоп и кистей ребёнка ещё до его рождения?
— Можно. Современный уровень развития ультразвуковой и пренатальной диагностики позволяет выявить сращения, расщепления, отсутствие пальцев кистей и стоп, в том числе и на ранних этапах беременности. В таком случае женщина может принять решение о её прерывании, даже на сроке после 12 недель.
— Что делать родителям, у которых появился малыш с какой-то из перечисленных аномалий?
— Самое главное — не паниковать. Потому что для детей период новорождённости — это время адаптации к внеутробной жизни. И здесь важную роль играет мама, а именно её хорошее психологическое состояние, стрессоустойчивость, например, чтобы у неё не пропало молоко.
Не надо пугаться, куда-то бежать и создавать дискомфорт для себя и своей семьи. В плановом порядке, когда ребёнку исполнится 2-3 месяца, можно посетить ортопеда, и он с учётом характера порока скажет, как поступить.
Оперативные вмешательства можно выполнять с шести месяцев, однако не обязательно делать это в столь раннем возрасте. Как правило, операции проводят детям старше одного года. Но при разных диагнозах сроки вмешательств индивидуальны.
— Но без операции деформации стоп и кистей в любом случае не вылечить?
— Есть лёгкие формы аномалий, когда родители воздерживаются, а мы не настаиваем на хирургическом вмешательстве. Это, например, гипоплазия первого пальца первой степени. Всего степеней пять. Первая — это когда палец просто уменьшен и имеет ослабленную функцию сгибания. В таком случае операции не проводят. Бывают крайние степени — четвёртая-пятая, когда уже рудимент пальца. Тогда приходится делать реконструкцию.
— Как вообще проходят операции по исправлению кистей и стоп?
— Ситуации очень разные. Бывает, что процедура длится всего 20-30 минут, а бывает — несколько часов.
Самое простое — это удаление добавочного пальца. Но даже здесь хирург может встретиться с различными неожиданностями, поэтому важно серьёзно относиться к каждому случаю. А одно из самых сложных оперативных вмешательств — это, на мой взгляд, восстановление позиции первого пальца. Как раз когда он отсутствует и из второго пальца нужно сделать первый, чтобы у ребёнка была функция схвата.
Также бывают очень сложные расщепления. Или ситуации, когда пальцы кисти — в 2-3 раза больше нормального размера (гигантизм).
Воспроизвести нужную форму и длину очень непросто. Но в нашем научно-исследовательском институте работают врачи высокого уровня, которые занимаются в том числе и тяжёлыми пороками.
Обсуждение вопросов детской травматологии и ортопедии на научной конференции «Цивьяновские чтения»
Все эти операции выполняют как по программе ОМС, так и в объёме высокотехнологичной помощи. Если противопоказаний у ребёнка нет, его здоровье позволяет провести процедуру, то он может получить хирургическую помощь.
— Как быстро восстанавливаются пациенты после таких процедур?
— При несложных деформациях — несколько недель — месяцев. Если ситуация тяжёлая — то год и даже больше может идти восстановление.
— Сможет ли малыш после операции вести обычную жизнь или будут какие-то ограничения в движении?
— Всё зависит от характера порока. В любом случае высокое качество жизни детей, их социализация — это основная цель хирурга-ортопеда. Мы к ней стремимся и практически всегда её достигаем.