О мультидисплинарном персонифицированном подходе врачей к лечению пациентов сегодня много говорится. Сотрудничество экспертов разных профилей необходимо, чтобы объединить знания и уникальный опыт врачей различных специальностей и максимально эффективно лечить сложных коморбидных пациентов.
Пример такой ситуации — клинический случай 60-летней пациентки Новосибирского НИИТО им. Я.Л. Цивьяна Минздрава России. В нейрохирургическое отделение №1 она поступила в январе 2025 года для выполнения плановой операции по удалению новообразования больших полушарий головного мозга. Летом 2024 года женщина уже перенесла хирургическое вмешательство по поводу злокачественного образования женской репродуктивной системы, затем проходила химио- и лучевую терапию.
Спустя некоторое время появилась симптоматика со стороны центральной нервной системы: заторможенность, дезориентация, забывчивость и головные боли. Близкие настояли на выполнении обследований, и МРТ показала единичный очаг (метастаз) в левой лобной доле с наличием перифокального отёка и дислокацией срединных структур. Пациентка обратилась к нейрохирургам ННИИТО, рекомендовавшим хирургическое лечение.
Онкологическое заболевание сопровождалось сахарным диабетом 2 типа и рядом других серьёзных эндокринных заболеваний.
«Пациентка поступила к нам для выполнения планового оперативного лечения. Стоит отметить, что до госпитализации она получала противоотёчную терапию, которая позволяла сдерживать отёк головного мозга на фоне лечения метастаза. Уже при поступлении были диагностированы нарушения водно-электролитного обмена, включая гипонатриемию — снижение уровня натрия. Эти показатели корректировались в отделении анестезиологии-реанимации.
Когда показатели пришли в норму, мы провели хирургическое вмешательство. Операция прошла штатно, удалили новообразование микрохирургически, в условиях навигационного контроля и нейрофизиологического мониторинга», — комментирует к.м.н., врач-нейрохирург Сергей Мишинов.
После операции у пациентки вновь возникли нарушения водно-электролитного обмена, в том числе снижение уровня калия.
«В течение двух недель после операции пациентка находилась в палате интенсивной терапии, поскольку ситуация требовала практически непрерывного мониторинга, коррекции водно-электролитных нарушений, гормональной терапии.
Благодаря совместной работе реаниматологов и эндокринолога удалось полностью стабилизировать состояние пациентки с помощью индивидуально подобранной лекарственной терапии и коррекции водно-солевой диеты. Она была переведена в отделение нейрохирургии в компенсированном состоянии, без неврологического дефицита», — отмечает к.м.н., заведующий отделением анестезиологии-реанимации с палатами интенсивной терапии Дмитрий Лукьянов.
Лечением пациентки занималась команда специалистов — врачи провели не только междисциплинарный консилиум внутри ННИИТО, также были учтены рекомендации главного эндокринолога Новосибирской области.
По словам врача-эндокринолога ННИИТО Виктории Керендитовой, особенность ситуации в том, что уже после операции удалось выявить сопутствующие заболевания — вторичную надпочечниковую недостаточность и вторичный гипотиреоз. Диагностировать болезни сразу не представлялось возможным, поскольку на фоне приема гормональной терапии симптоматика заболеваний была стертой.
Такие тяжёлые нарушения — запутанная реаниматологическая и эндокринологическая проблема.
«Это сложный, достаточно запутанный клубок хронической патологии, накладывается побочный эффект консервативной терапии, которую мы вынуждены назначить, чтобы скомпенсировать функции перед операцией. К счастью, у нас хорошие “сыщики” по поиску решения даже таких трудных вопросов, эндокринолог и анестезиологи-реаниматологи. Им удалось выбрать оптимальную стратегию, скорректировать все нарушения и распутать клубок клинических загадок.
В целом это говорит, конечно, о современном развитии медицины. Несколько десятилетий назад сама онкологическая патология такого плана уже ставила проведение операции под сомнение, поскольку она грозила жизнеугрожающими осложнениями. Сегодня мы можем успешно оперировать пациентов с онкологическими и сопутствующими заболеваниями», — говорит нейрохирург Сергей Мишинов.
Сегодня у нейрохирургов есть возможность проводить операции пациентам с онкологическими и сопутствующими заболеваниями
Помощь эндокринолога в хирургическом стационаре требуется довольно часто — это связано с широкой распространенностью эндокринных заболеваний и прежде всего сахарного диабета среди пациентов травматолого-ортопедического и нейрохирургического профилей.
«В предоперационный период пациентам с сахарным диабетом в большинстве случаев необходима коррекция сахароснижающей терапии, в некоторых случаях временное назначение инсулинотерапии. Мы проводим контроль гликемии до, во время и после операции. До операции мы обсуждаем с пациентом план ведения, даются разъяснения по приёму препаратов, по диете.
Также, если в этом есть потребность, проводится коррекция терапии на амбулаторный этап лечения, после выписки. В иных случаях могут быть выявлены заболевания эндокринной системы в институте — и тогда мы инициируем лечение с дальнейшими рекомендациями по выписке», — добавляет Виктория Керендитова.
Пациентка выписана в удовлетворительном состоянии на дальнейшее лечение онкологов и эндокринологов в специализированном стационаре. Кроме того, она остаётся и под дистанционным наблюдением врачей-нейрохирургов ННИИТО.