Жительница Новосибирска, 55-летняя Замира М. — участковый врач-педиатр с 30-летним стажем. В юности она мечтала стать хирургом, но эта работа оказалась физически тяжёлой для девушки с её заболеванием. Ещё в детстве ей диагностировали врождённый вывих бедра, но по ряду обстоятельств оперативное лечение было проведено Замире только в 16-летнем возрасте.
«Я хорошо запомнила, что операция длилась 9 часов. К сожалению, не очень хорошо помню, насколько отличались в длине мои ноги, но операция помогла — уменьшились боли. Разница в длине осталась, примерно 1,5-2 сантиметра, но это меньше, чем было. Через 4 года после той операции мне удалили фиксаторы, и на этом лечение тогда закончилось.
В юном возрасте я комплексовала из-за своих ног. Потом, когда поступила в медучилище и затем — в институт, сама стала врачом, помогала малышам, вышла замуж и родила четверых детей… комплексы ушли, так как никому не было дела до моей хромоты. Но в последние 5-7 лет мне стало тяжело работать из-за непрекращающихся сильных болей, жила по сути на уколах и таблетках. Мы, врачи, часто о себе в последний момент думаем, вот я и не сразу обратилась к ортопедам. Коллеги порекомендовали хотя бы сделать обследования и проконсультироваться», — рассказывает Замира Ахмаджоновна.

После операции и восстановительного лечения пациентка наконец сможет ходить без боли и хромоты, сопровождавших её долгие годы. На фото Замира М. — с врачом-травматологом-ортопедом ННИИТО Олегом Голенковым
Обследования выявили не только врождённый вывих левой бедренной кости, но и левосторонний диспластический коксартроз 3 стадии, подвздошно-бедренный неоартроз слева и приобретённую деформацию проксимального отдела бедра (с укорочением левой ноги на 2 см). Пациентка обратилась на консультативный приём к д.м.н., врачу-травматологу-ортопеду Новосибирского НИИТО им. Я.Л. Цивьяна Минздрава России Александру Пронских.
«Очень внимательный и спокойный доктор, он всё объяснил и сразу сказал, что нужна будет операция. Я даже расплакалась, поскольку надеялась, что будет достаточно консервативного лечения — хотела работать. Александр Андреевич меня успокоил, сказав, что в Институте накоплен большой опыт таких сложных операций и что затягивать не стоит — чтобы не было осложнений в будущем. Я подала документы на квоту», — говорит Замира М.
Тактика оперативного лечения была разработана Олегом Голенковым (травматолого-ортопедическое отделение №2 ННИИТО им. Я.Л. Цивьяна) — специалистом, обладающим значительным опытом в хирургии дисплазии ТБС, в том числе в тяжёлых случаях.
Эксперт объясняет, что укорочение левой ноги сохранилось, поскольку головка левого тазобедренного сустава осталась в положении вывиха. Однако показанием для хирургического лечения является не само укорочение, а сформировавшиеся с возрастом явления артрита, сопровождающиеся сильными болями и деформацией.

Ортопедам удалось выровнять длину ног, нормализовать биомеханику тазобедренного сустава, восстановить опороспособность и устранить болевой синдром
«Укорочение, ранее выполненные операции, многоплоскостная деформация проксимального отдела бедренной кости относят это вмешательство в разряд первичного сложного эндопротезирования тазобедренного сустава. Однако изменённая анатомия не позволяла имплантировать эндопротез, что потребовало повторной остеотомии бедренной кости для восстановления её нормальной анатомической оси.
Хирургическое вмешательство прошло штатно. Мы восстановили правильный центр вращения сустава за счёт низведения бедра, исправили ось бедренной кости за счёт повторной остеотомии в зоне деформации. Это позволило выровнять длину ног, нормализовать биомеханику тазобедренного сустава, восстановить опороспособность и устранить болевой синдром», — комментирует Олег Голенков.

Современные подходы к лечению врождённого вывиха бедра предполагают начало консервативной терапии с первых недель жизни ребёнка.
Как отмечает заведующий отделением детской ортопедии ННИИТО Вадим Кожевников, сегодня ортопеды используют различные шины на первых этапах консервативного лечения. В ситуациях, когда сохраняется децентрация бёдер (и головки бедренных костей находятся в неправильном положении в вертлужных впадинах), используется методика дозированного вытяжения с последующей фиксацией гипсовой повязкой или шинами.
«В 80-90% случаев при соблюдении всех указанных этапов мы добиваемся хорошего анатомического результата. По данным мировой научной литературы, примерно в 15% сохраняется вывих, состояние смещения бедра — и тогда применяется хирургическое лечение. В научно-исследовательском институте травматологии и ортопедии мы разработали авторскую методику капсулопластики, которую проводим детям в возрасте 10 месяцев. Уже к полутора годам наши пациенты ходят нормально без хромоты, без видимого косметического дефекта.
Когда пациенты с вывихом бедра приходят к нам в ситуации поздней диагностики, в возрасте старше 1,5-2 лет, применяем уже стандартную хирургию — открытое вправление вывиха бедра с реконструкцией проксимального отдела бедренной кости, используя межвертельную остеотомию и применяя современные фиксаторы. При определённых показаниях выполняем реконструкцию вертлужной впадины (при дисплазии тазобедренного сустава) с применением индивидуальных 3D-имплантатов. Конечно, лучший результат достигается, когда патология диагностирована как можно раньше», — добавляет Вадим Витальевич.

Современные технологии позволяют помогать детям и взрослым с тяжёлой патологией суставов. На фото — заведующий отделением детской ортопедии Вадим Кожевников
В практике специалистов Новосибирского НИИТО встречаются клинические случаи, когда пациент не был оперирован в детстве или проведённое хирургическое лечение не дало должного результата. Тем не менее, сегодня технологии позволяют помогать детям и взрослым пациентам даже в тяжёлых ситуациях.
Замира Ахмаджоновна выписывается из стационара ННИИТО спустя 8 дней после операции — она отмечает, что чувствует себя хорошо. Первые несколько дней ей пришлось провести в покое, затем лечащий врач разрешил осторожно вставать и позже — передвигаться с помощью костылей.
«Операция была очень сложной, поэтому в первое время пришлось потерпеть, не проявлять обычную активность. Но даже лёжа я видела, как мои ноги стали ровнее! Представляете, я всю жизнь хромала. Сама даже не поверила, что со мной произошло — что всё на место встало, что ноги выровнялись, что сейчас я наконец-то буду ходить ровно. Поеду на реабилитацию — разрабатывать сустав под присмотром специалистов. Как разрешат — вернусь на любимую работу, меня там ждут малыши. Хочу пожелать благополучия и уважения всему медицинскому персоналу Новосибирского НИИТО! Здоровья им и их ручкам!» — говорит пациентка.
Первые несколько месяцев ей необходимо передвигаться с опорой, чтобы не навредить суставу в зоне проведённого оперативного лечения. В целом восстановительный период продлится около года — он включает физиолечение и соблюдение ортопедического режима. Кроме того, пациентка останется под наблюдением травматологов-ортопедов — для контроля этапов восстановления.
Записаться на приём к врачу ННИИТО можно по тел. колл-центра (8383) 373 32 01. Время работы: с 8:00 до 20:00 по новосибирскому времени (МСК+4). Вы также можете получить ответ на обращение в заочном формате. Для этого необходимо заполнить форму на официальном сайте Института (Обращения граждан с целью определения возможности получения медицинской помощи — Для физических лиц).