Федеральное государственное бюджетное учреждение «Новосибирский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. Я.Л. Цивьяна» Министерства здравоохранения Российской Федерации

EN

Новосибирский НИИТО им. Я.Л. Цивьяна
Минздрава России

+7 (383) 373-32-01

c 8-00 до 16-30 (мск+4)

8-800-55-00-835

c 8-00 до 16-30 (мск+4)

EN

Пациентка спинальных хирургов Новосибирского научно-исследовательского института травматологии и ортопедии им. Я.Л. Цивьяна Минздрава России — молодая женщина, пять лет назад пострадавшая в ДТП. Она получила позвоночно-спинномозговую травму (перелом 12-го грудного позвонка) и проходила лечение в одном из медучреждений страны.

Ей выполнили ляминэктомию 12 грудного позвонка и короткосегментарную транспедикулярную фиксацию позвоночника. К сожалению, со временем металлоконструкция показала свою несостоятельность и сломалась, что привело к неминуемой потере коррекции и появлению грубой деформации позвоночника.

«Важнейший момент в определении тактики хирургического лечения переломов позвоночника — это правильное понимание морфологии и биомеханики повреждения. От этого зависит необходимый объём операции. Самыми главными из них являются вопросы протяженности транспедикулярной фиксации и необходимость реконструкции передней колонны. Именно недоучёт этих самых важных параметров является, по нашим данным и данным литературы, основной причиной неудач в ближайшем и отдаленном периодах после операции.

Именно с этим мы столкнулись у нашей пациентки. Через несколько лет в результате недостаточной стабильности фиксации произошел усталостный перелом металлоконструкции в результате циклических нагрузок в процессе жизнедеятельности пациентки. Сформировался грубый комбинированный (посттравматический+ постляминэктомический) грудопоясничный кифоз (50 градусов), сопровождающийся выраженными болями в спине. Почему так болит? Потому что деформация позвоночника приводит к дисбалансу туловища, включению компенсаторных механизмов и колоссальному перенапряжению мышц, обеспечивающих вертикальное положение тела в пространстве. Это молодая женщина трудоспособного возраста, состояние которой не позволяло вести полноценную жизнь, и помочь ей могла только хирургическая реконструкция позвоночника. Мы приняли решение о проведении трехэтапной операции в одну хирургическую сессию», — объясняет к.м.н., спинальный хирург, заместитель директора по лечебной работе Алексей Ластевский.

Первый этап выполнялся из заднего доступа — когда пациент лежит на животе, а разрез выполняется со стороны спины. Несостоятельная металлоконструкция была удалена, выполнена хирургическая мобилизация задних структур на уровне Th11-Th12. Этот этап операции называется остеотомия позвоночника (дословно: «пересечение позвоночника») — чтобы обеспечить в момент второго этапа возможность исправить деформацию. Первую операцию провёл спинальный хирург Кирилл Аникин.

Второй и третий этап проходил под руководством Алексея Ластевского. Как объясняет эксперт, далее пациент переворачивается на спину и укладывается на операционный стол определенным образом. Передняя операция на позвоночнике выполняется через грудную клетку, т.е. применяется хирургический доступ через плевральную полость справа (торакотомия).

При проведении этого этапа при помощи специальных инструментов хирург удаляет разрушенное и неопорное тело позвонка, добивается получения необходимой подвижности на этом уровне. Далее проводится реконструкция передней колонны позвоночника с помощью современной лифтовой системы — раздвижного телескопического кейджа отечественного производства, который устанавливается вместо Th12 позвонка, тем самым восстанавливается опорная функция позвоночника.

Завершающий этап операции вновь проводится через задний доступ. В этот момент проводится окончательная задняя стабилизация, винты соединяются между собой специальными штангами и фиксируются гайками. В итоге получается очень жесткая циркулярная фиксация (360 градусов). Все три этапа проходили за один день и в общем заняли порядка 8 часов — такие операции возможны благодаря слаженной работе всей хирургической бригады. В команде также работали врач-анестезиолог-реаниматолог Иван Стаценко, операционная медсестра Нина Хромова и медсестра-анестезист Татьяна Массон

Задач у такой хирургии несколько: помимо чисто косметического эффекта, восстановление сагиттального профиля позвоночника позволяет выключить механизмы компенсации (поясничный гиперлордоз и грудной гипокифоз). Гармонизируя сагиттальный профиль позвоночника, специалисты приводят в соответствие параметры баланса: поясничный лордоз, грудной кифоз и разворот таза. Цель была достигнута — врачам удалось вернуть гармонию изгибов позвоночника. Колоссальное перенапряжение мышц уйдёт, а вместе с ним пациентку покинут и сильные мучительные боли.

«Безусловно, такая хирургия считается технически сложной и требует концентрации ресурсов, опыта и специализированного оборудования. В крупных федеральных центрах работают мультидисциплинарные команды, обладающие передовыми технологиями и инфраструктурой для комплексного лечения, что критически важно для минимизации рисков и повышения эффективности вмешательств.

Новосибирский НИИТО им. Я.Л. Цивьяна — как Центр хирургии позвоночника Минздрава РФ — сочетает клиническую практику с научной работой. Специалисты Института участвуют в международных конференциях, проводят мастер-классы для врачей и внедряют результаты исследований в повседневную практику. Это обеспечивает постоянное совершенствование методов лечения», — резюмирует Алексей Дмитриевич.

Операция прошла успешно — пациентка чувствует себя удовлетворительно. После выписки из хирургического стационара она будет направлена на восстановительное лечение, которое позволит улучшить результаты операции и самочувствие пациентки.

ХОЧУ РАБОТАТЬ В ННИИТО

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять