Герой рубрики “Ординаторы говорят” — Сергей Ермаков, выпускник Алтайского государственного медицинского университета, ординатор второго года обучения по специальности «нейрохирургия» в Новосибирском НИИТО им. Я.Л. Цивьяна.
В интервью Сергей делится мыслями об эмпатии в общении с пациентами и отсутствии суеты в операционной, а также рассказывает, чем его впечатлила ординатура.
О доброте и медицине
— Много раз читал, как кто-то легко отвечает на вопрос: “Почему вы выбрали медицину?”. Для меня нет такого лёгкого однозначного ответа. Если анализировать, то, наверное, ещё в детстве проявлялась моя добрая натура — я всегда стремился помогать друзьям и родителям, даже если надо было что-то непростое сделать, картошку копать… я всегда первый предлагал свою помощь.
Нужно было принять решение, кем я хочу стать. Я пробовал даже авиастроение, но понял, что медицина мне ближе.
Об учёбе в медицинском
— Поступить было не очень легко — всё же это не самая простая профессия, конкуренция высокая. Родом я из алтайского села недалеко от границы с Казахстаном, у нас не было лицеев, однако, наверное, самодисциплина помогла мне подготовиться и сдать экзамены. На первом курсе я удивлялся, что у нас очень много теории, а хотелось, конечно же, сразу приступить к практике. Но на втором курсе ситуация уже выровнялась, стали изучать и теорию, и практику.
… Если попробовать дать самый главный совет, который я уяснил во время учёбы в вузе, — не откладывать то, что можно сделать сегодня. Объём информации растёт с каждым днём, и если что-то пропустишь — потом очень сложно будет наверстать. А ещё при изучении новой темы ты должен её освоить заранее на базовом уровне, прежде чем преподаватель приступит к её объяснению.
Об особенностях обучения на нейрохирурга
— Меня всегда вдохновляли и вызывали большое уважение врачи-нейрохирурги. Чем? Способностью к высокой концентрации внимания (например, в операционной при удалении сложной опухоли). Например, есть убеждение у ряда пациентов, что опухоль головного мозга — это приговор, так вот нейрохирурги могут развеять этот миф. В большинстве случаев при должной диагностике и своевременном лечении люди успешно и эффективно лечатся, и выздоравливают.
И мне тоже захотелось стать нейрохирургом. В первые дни ординатуры было очень здорово увидеть всё своими глазами — не издалека наблюдать за процессом операции, а стоять за столом вместе со старшими коллегами, помогать им, спрашивать, изучать, порой самому выполнять что-то — под чутким присмотром хирургов.
О наставниках в ординатуре
Во время учёбы мне очень пригодились советы моих наставников, отдельно хочу поблагодарить заведующего нейрохирургическим отделением №1 Ивана Викторовича Пендюрина и заведующего нейрохирургическим отделением №2 Алексея Владимировича Пелеганчука. Хорошо запомнилась одна из первых операций вместе с Иваном Сергеевичем Копыловым (нейрохирургическое отделение №1), мы проводили шунтирующую операцию при водянке головного мозга.
Также много ассистировал Илье Дмитриевичу Исакову (нейрохирургическое отделение №2) на вмешательствах при межпозвонковой грыже, установке транспедикулярных систем и так далее. Интересно присутствовать на операциях на периферической нервной системе, наблюдать, как людям возвращались утраченные функции, как пациенты радуются результатам. Отдельная тема — опухоли головного мозга, как именно проходят вмешательства, и какой положительный эффект достигается.
… Конечно, учиться нужно всегда, и после ординатуры, поскольку всё приходит только с опытом. У нас очень сложная и узконаправленная специальность. Необходимо постоянно получать новые теоретические знания и совершенствовать практические навыки. В книгах и атласах всё понятно, а в реальности — например, под определенным углом разреза — всё выглядит иначе. Нужно всегда спрашивать всё у старших коллег, потому что если ты что-то не понимаешь и стесняешься — в дальнейшем будет сложнее.
Ещё в НИИТО мне нравится библиотека. К сожалению, медицинская литература через какой-то период времени устаревает, поскольку появляются постоянно новые методы лечения, специальность развивается. А в Институте травматологии и ортопедии литература всё время обновляется.
О характере нейрохирурга
— Должно быть хладнокровие в экстренных ситуациях, когда, например, происходит сильная кровопотеря. Нельзя суетиться, нужно чётко выполнять поставленные цели, делать то, что от тебя требуется в командной работе. Должны быть высокая концентрация внимания и стрессоустойчивость — операции могут длиться 5, 10 часов, и нужна выдержка. Моя самая длинная операция в НИИТО длилась 8 часов, мы оперировали с Шамилем Альфировичем Ахметьяновым пожилую пациентку с нестабильностью позвоночника. У неё были очень хрупкие кости вследствие остеопороза — и ввести винты, закрепить всю металлоконструкцию было непросто.
… Нейрохирург не только оперирует, но и общается с пациентами. И здесь холодности уже нет места, должна быть чуткость — иногда пациенту можно словом сделать легче. В проблему пациента нужно вникнуть, поставить себя на его место, всё объяснить ему доступным языком, не используя сложные термины. Подбодрить, успокоить. В нейрохирургии бывают очень ранимые пациенты, которые до госпитализации сильно вникали в ужасы, которые прочитали накануне в интернете по поводу своего заболевания. Нужно с ними поговорить по-человечески, проявить эмпатию.
О профилактике выгорания
— Чтобы стать хорошим нейрохирургом, ты, безусловно, должен быть хорошо подкован и готов ко всему. Должен углубленно изучать свою профессию, так как от тебя зависит качество жизни и здоровье пациента.
Но, конечно, мы не роботы, и нашей психике для здоровья необходимо переключаться на другие интересы, на хобби. Я люблю заниматься спортом и люблю водить машину, по вечерам могу просто прокатиться по городу, чтобы развеяться. Можно встречаться с друзьями, ездить на природу, походы и пикники, кому что нравится. Считаю, что в жизни нужен баланс — необходима и личная жизнь, и постоянное обучение, и совершенствование.