Федеральное государственное бюджетное учреждение «Новосибирский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. Я.Л. Цивьяна» Министерства здравоохранения Российской Федерации

EN

Новосибирский НИИТО им. Я.Л. Цивьяна
Минздрава России

+7 (383) 373-32-01

c 8-00 до 16-30 (мск+4)

8-800-55-00-835

c 8-00 до 16-30 (мск+4)

EN

«Я был абсолютно неподвижен»: нейроортопеды ННИИТО помогли пациенту, парализованному из-за гигантской грыжи в позвоночнике

Новосибирцу Виталию Сарычеву — 50 лет, он работает в сфере информационных технологий и ведёт активную жизнь. Летом 2024 года Виталий вместе с супругой находились на Алтае. Неожиданно на фоне полного спокойствия и здоровья у мужчины заболела шея, затем начали слабеть ноги и руки.

«Я обратился к врачам, было подозрение на остеохондроз, и меня госпитализировали в больницу. Направили на МРТ, и прямо во время МРТ у меня совсем отказали ноги, это случилось практически мгновенно — и со стола томографа я встать сам уже не мог. Это была абсолютная неподвижность, я даже подняться не мог.

В первой городской больнице Новосибирска довольно быстро выявили причину моего состояния и оперативно обратились к специалистам ННИИТО. Я очень благодарен врачам горбольницы за чёткие действия, и что на всех уровнях быстро приняли решение меня перевести в Институт травматологии и ортопедии», — говорит Виталий Сарычев.

До этих событий новосибирец не ощущал ничего критичного — иногда немного болела спина или отдавало в ногу, но сильной боли или дискомфорта это не приносило. Причиной такого резкого ухудшения стала грыжа межпозвоночного диска, практически за мгновение образовавшаяся в позвоночном канале. Травматического воздействия на позвоночник при этом не было — на процесс повлияли дегенеративные изменения вследствие остеохондроза.

«Остеохондроз — это основное заболевание нашего пациента, грыжа — крайнее проявление остеохондроза, которое привело к грубым неврологическим осложнениям. Неврологический дефицит, слабость в руках и ногах были такой степени, что человек не мог сам передвигаться и не мог сам пищу принимать без помощи.

Из-за грыжи межпозвонковый диск полностью мигрировал в позвоночный канал, образовалась гигантская грыжа в шейном отделе на уровне С5-С6 позвонков. Размер грыжи составил около 2×1 см, но нужно понимать, что сама ёмкость канала на этом уровне составляет чуть больше сантиметра. Произошло сильное сдавление спинного мозга и его корешков, нервной ткани, что требовало срочного хирургического лечения в специализированной операционной», — объясняет к.м.н., заведующий отделением нейроортопедии Алексей Пелеганчук.

В отделении нейроортопедии Новосибирского НИИТО им. Я.Л. Цивьяна Минздрава России ежегодно проводится около 1,3 тысячи операций на позвоночнике, из них около трети занимают грыжи межпозвонкового диска. Однако, как отмечают врачи, не все грыжи в принципе требуют хирургического лечения. Оперировать нужно, если грыжа вызывает болевые ощущения и приводит к неврологическому дефициту.

Стандартная ситуация не требует срочного проведения хирургического вмешательства, но такие редкие гигантские грыжи как у нашего пациента, безусловно, необходимо оперировать как можно быстрее.

«В нашей практике бывали грыжи такого размера, но здесь важны не только метрические размеры, а пропорции. Имеет значение, какой процент позвоночного канала занимает грыжа, как сильно сдавлен спинной мозг, случается, что разрушаются нервные структуры за счёт сдавления. В данном случае структуры остались жизнеспособны. Но если бы процесс сдавления продолжался ещё дольше — даже несколько дней — то, к сожалению, перспектива их дальнейшего восстановления была бы сомнительной. И состояние пациента не удалось бы значительно улучшить», — комментирует врач-нейрохирург Илья Исаков.

Операция прошла 26 июля 2024 года, в составе хирургической бригады находились хирурги нейроортопедического отделения Алексей Пелеганчук, Илья Исаков, врач-анестезиолог-реаниматолог Егор Говоруха, операционная медсестра Татьяна Шолохова и медсестра-анестезист Анастасия Алексеева.

«Операция проходила в одну хирургическую сессию. Первым этапом мы удалили межпозвонковый диск, тотально удалили грыжу. Была выполнена декомпрессия спинного мозга — мы полностью освободили нервную ткань от сдавления. Финальным этапом устанавливается фиксирующее устройство — отечественный межтеловой имплант из сплава титана. Таким образом создаём условия для формирования костного блока, то есть сращения позвонков между собой.

Считается ли эта хирургия сложной? Да, поскольку лёгкой хирургии на шейном уровне в принципе нет, необходимо работать очень осторожно. Рядом находится и трахея, и пищевод, крупные сосуды. Риск повреждения этих структур есть, но благодаря опыту хирургов и современному оборудованию, которым располагает операционный блок Института, риски практически нивелируемы», — добавляет заведующий отделением Алексей Пелеганчук, который руководил операцией.

Восстановительный процесс продолжился и после операции — пациент был направлен на реабилитацию в клинический санаторий «Парус», где прошёл несколько курсов лечения.

«Я хочу поблагодарить всех медицинских работников, которые принимали участие в моём лечении. Начиная от горбольницы, затем — хирургов Новосибирского НИИТО за такую сложную операцию, которая дала мне шанс вернуться к здоровой жизни. Сотрудников санатория, которые приложили много усилий для моего восстановления. Фактически я заново учился ходить. Спасибо врачам за то, что я могу сам стоять, передвигаться. Конечно, страшно было остаться недвижимым, и я очень рад, что удалось мне помочь», — отмечает Виталий Сарычев.

Важным фактором в лечении пациента является и поддержка близких — особенно супруги Ирины Сарычевой, которая находилась с мужем на всех этапах лечения: «Конечно, было очень непросто, но я всегда была рядом, подбадривала мужа, что всё будет хорошо».

Ирина приехала с супругом и на контрольный осмотр в начале февраля 2025 года, но больше для моральной поддержки. Спустя полгода после выписки Виталий уверенно самостоятельно передвигается без каких-либо дополнительных средств опоры, чувствует себя хорошо. «Остаточные явления» ещё ощущаются, но в целом процесс восстановления после такой тяжёлой ситуации занимает не менее года.

«Самое главное, что пациент доволен. Для нас, врачей, когда такие пациенты приходят самостоятельно, на своих ногах, крепко жмут руку — а значит, восстановлена чувствительность и сила в конечностях… Это, конечно, радость, это отличный результат», — резюмирует Илья Исаков.

Новосибирский НИИТО им. Я.Л. Цивьяна — как Центр хирургии позвоночника Минздрава РФ — занимается лечением травм и посттравматических деформаций позвоночника, дегенеративно-дистрофических заболеваний позвоночника. Важными направлениями работы также являются лечение ортопедических последствий системных заболеваний, а также доброкачественных новообразований позвоночника, первичных и метастатических опухолевых деструкций.

ХОЧУ РАБОТАТЬ В ННИИТО