Сегодня, 20 ноября, профессиональный праздник отмечают специалисты, которые заботятся о маленьких пациентах. Педиатр становится одним из первых врачей в жизни человека и ведёт его вплоть до совершеннолетия.
В чём же специфика работы врача-педиатра в детском ортопедическом стационаре и как подружиться и с малышом, и с подростком? Отвечает Ольга Басова — педиатр Новосибирского НИИТО им. Я.Л. Цивьяна Минздрава России.
— До детского отделения НИИ травматологии и ортопедии я работала с детьми с разной патологией — начинала в областной больнице, затем в инфекционной, трудилась в ЦКБ. “Перестроиться” на ортопедический профиль, наверное, было не так трудно, поскольку я по-прежнему работаю с пациентами детского возраста — и в мои задачи входит их ведение в плане соматической патологии. Ортопедическим лечением же занимаются хирурги.
— Рабочий день начинается с осмотра детей в отделении, в первую очередь тех, у кого есть какие-либо особенности, проблемы в послеоперационном периоде. Затем приём детей, поступающих на плановую госпитализацию: очень тщательно отслеживаем показатели их здоровья, нет ли каких-то противопоказаний перед хирургическим вмешательством. Если есть вопросы, назначаются дообследования, рекомендуем консультации узких специалистов в определённых случаях. Строгий контроль необходим, поскольку во главу угла всегда ставится здоровье и безопасность пациента.
— Я осматриваю детей в до- и послеоперационном периоде. Здесь своя специфика работы, есть достаточно тяжёлые дети по состоянию здоровья, например, дети с ДЦП. Есть дети с редкими генетическими заболеваниями; недоношенные дети с соматической патологией: со стороны ЖКТ, сердечно-сосудистой, дыхательной системы, неврологическими нарушениями. В таких ситуациях работает команда врачей (ортопед, педиатр, невролог) — комплексно решаем вопросы.
— Есть пациенты, которые достаточно быстро восстанавливаются, но у них другие особенности. Если мы говорим о девочках-подростках со сколиозом — к ним нужен особый подход, так как они переживают по поводу эстетики, красоты после операции.
— Вообще, наверное, любой педиатр скажет, что с детьми достаточно комфортно работать. Это благодарные пациенты. Если ребёнок идёт на поправку, мы всегда это видим наглядно, даже если он пока что не умеет разговаривать.
— Стараюсь стать другом для пациента. Ребёнок в любом возрасте чувствует, как к нему расположен врач. Конечно, ко всем индивидуальный подход, по ситуации действуешь. Кто-то хочет, чтобы с ним ласково говорили, как с маленьким, а кто-то только пришёл в первый класс, но требует разговора как со взрослым.
— Мы подробно разговариваем не только с родителями. Если ребёнок (особенно подросток) чувствует, что его не слышат и не считаются с его мнением — диалога не будет, начнутся сложности. Но если внимательно выслушать пациента — сколько бы лет ему ни было — всегда будет положительная отдача.
— В нашем стационаре бывают сложные и редкие клинические случаи, требующие детального разбора и подхода. Поэтому каждый врач отделения постоянно совершенствуется — ты должен всегда вкладываться в своё развитие, тратить на это силы и время, чтобы стать ещё более компетентным, повысить квалификацию.