Эта история — не столько о хирургии, сколько о силе человеческого духа. Житель Новосибирска Дмитрий С. отказался от ампутации руки и приложил максимум усилий для её восстановления. Он перенёс в общей сложности около 20 (!) операций после тяжёлой дорожной аварии.
«Я провёл в реанимации больше 20 дней, из них 15 — на ИВЛ. Я ощутил себя где-то на 23-й день, но толком ещё не понимал, где я, что случилось. У меня было очень много повреждений, буквально от головы до пяток, и первые операции были направлены на то, чтобы меня снова “собрать”. Что касается руки, первоначально лечение касалось в принципе возможности сохранения конечности, нужно было очистить рану от грязи и предотвратить заражение, это у врачей получилось. Но перелом локтевой кости с поражением нервов — это непростая история, я это сразу понимал», — рассказывает пациент.
Семь лет назад на фоне травмы начала медленно прогрессировать клиника консолидирующегося в порочном положении перелома дистальной трети правой плечевой кости, осложненного нейропатией. В июле 2014 года хирурги отделения эндопротезирования и эндоскопической хирургии суставов ННИИТО провели операцию — остеосинтез правой лучевой кости пластиной с угловой стабильностью, затем — тотальное эндопротезирование правого локтевого сустава. Однако после операции в рубце начал развиваться патологический процесс, который удалось остановить с помощью антибактериальной терапии.
В августе 2015 года на фоне сахарного диабета у пациента образовался свищ в области локтевого сустава. Ортопеды НИИТО иссекли свищевые ворота и удалили эндопротез. Затем в 2018 году нейрохирурги провели невролиз лучевого нерва (освобождение от рубцовых тканей), к сожалению, без выраженной клинической динамики, отметил врач травматолог-ортопед, к.м.н. Тимофей Александров. В августе 2021 года пациент был госпитализирован для выполнения ревизионного эндопротезирования локтевого сустава. Операция осложнялась выраженной деформацией и рубцовыми изменениями в тканях, однако прошла успешно.
По словам Дмитрия, если раньше рука совсем не двигалась, то сейчас к ней частично возвращается работоспособность — в частности, появилось сгибание в кисти, происходит адаптация стабильного локтевого сустава.
«Нужно относиться философски — как к одному из испытаний», — размышляет пациент, отвечая на вопрос, что даёт силы не отчаиваться.
Хирургическое лечение ещё не окончено — ортопеды планируют выполнить транспозицию сухожилий для выведения кисти и первого пальца в правильную позицию.
После 7 лет обездвиженности Дмитрий адаптируется к тому, что теперь рука управляемая и ей надо заново учиться пользоваться. Главное — у него теперь есть надежда на восстановление «потерянной» руки через следующий этап хирургической помощи.